Четыре стратегии, которые помогают найти работу
Недавно портал SuperJob проанализировал 120 000 резюме соискателей из Москвы, а также отклики работодателей, чтобы выяснить, какая стратегия поведения при поиске работы оказывается наилучшей для разных специальностей, должностей и отраслей. SuperJob делит рынок труда на четыре сегмента: массовые позиции, узкие профессионалы, специалисты, которых надо знать в лицо, а также наиболее сложно заполняемые вакансии. И в каждом сегменте своя стратегия.
Массовке легче
Легче всего сегодня устроиться на массовые позиции. Этот сектор характеризуется низкой конкуренцией и высокой конверсией из откликов в приглашения. Представители таких отраслей, как страхование, HoReCa, сферы продаж, с легкостью могут поменять место работы. Условия работы практически везде одинаковые, поэтому смена работодателя – несложный процесс. Например, конкуренция за вакансии в страховании невысока (3,6 резюме на место), а конверсия велика: 40% соискателей, приславших резюме, зовут на собеседование. В HoReCa рекрутеры откликаются на 31% резюме при среднем конкурсе 3,9 соискателя на одно рабочее место. Среди соискателей массовых позиций проще всего получить работу тем, кто полноценно и грамотно заполняет резюме и чьи навыки и квалификация соответствуют стандартным требованиям работодателей. Для массового сегмента характерна низкая конкуренция и высокая конверсия из откликов в приглашения. По мнению SuperJob, залогом успеха при трудоустройстве является грамотное и полное резюме. Претенденту нужно быть готовым к групповым встречам с работодателем и анкетированию.
Самый умный компьютерщик
У Вадима Мохова, основателя сервиса транспортного телевидения для общественного транспорта «Росинновации», на поиски IT-специалистов уходило немало времени. Он читал все резюме и провел много собеседований. Но это мало что дало. Мохову нужны были не просто компьютерщики общего профиля, но люди, в равной степени владеющие IT-технологиями и знаниями в транспортной сфере. «Легче специалиста по транспорту обучить IT, чем найти специалиста по транспорту среди компьютерщиков», – говорит предприниматель. Он жалуется на дефицит специалистов на рынке труда.
Фильтр для гендиректора
У кандидатов, претендующих на вакансии, которые работодатели считают труднозаполняемыми, должна быть особая стратегия. Речь идет о топ-менеджерах, менеджерах по кадрам, консультантах и юристах. По данным SuperJob, здесь высока конкуренция за вакансии и низок отклик работодателей на резюме. В особенно трудном положении оказываются топ-менеджеры: уровень конкуренции достигает 36,8 резюме на одну вакансию, и только 6% кандидатов получают приглашение на собеседование. По словам Самойловича, сейчас работодателям стали реже нужны управленцы общего профиля. От топ-менеджера ждут конкретных достижений и опыта работы в определенной сфере, например в энергетике или финансах. В некоторых компаниях и вовсе решили, что часть управленцев им не нужна, потому что их подразделения не только не зарабатывали денег, но, наоборот, расходовали их. Пострадали, например, отделы по управлению персоналом. Исследование SuperJob показало, что среди кадровиков конкуренция – 18,6 человека на место. При этом работодатели приглашают на собеседования только 13% соискателей. Проблема в том, что компании ищут топов, которые готовы не просто выполнять поручения сверху, а самостоятельно ищут пути оптимизации процессов. Таких единицы, считает Михеева. У большинства кандидатов – топ-менеджеров высшего звена нет представления о том, какова их долгосрочная карьерная цель, убеждена Светлана Бергер, карьерный коуч, член Международной федерации коучинга (ICF). Поэтому кандидату на труднозаполняемую вакансию нужно задействовать множество каналов поиска работы одновременно и быть готовым к длительному поиску работы.
Знать в лицо
Но на рынке труда существуют счастливчики, которых приглашают на собеседование, даже если их резюме не совсем соответствует требованиям нанимателя. По словам Самойловича, такое происходит, когда речь идет о должности, где важны не столько конкретные компетенции, сколько личные качества и обаяние. «Если работодатель ищет кандидата на место секретаря или персонального ассистента, то он готов закрыть глаза на отсутствие каких-либо навыков. Гораздо важнее получить человека, который по своему имиджу и манере общения подходит компании. У него есть некая личная «химия», которая отличает его от других», – говорит эксперт.